Учебные материалы для МДК 04.01

Практические работы по МДК 04.01





1. Практическая работа
" Источники права социального страхования в Российской Федерации. ФЗ «Об основах социального страхования»: сущность, область регулирования, основные  понятия" + карта Minds Maps



Цель работы: изучение положений Федерального закона от 16.07.1999 N 165-ФЗ (ред. от 01.12.2014) "Об основах обязательного социального страхования" как правовой базы социальной политики в РФ.


Задачи: закрепление теоретических знаний об обязательном социальном страховании;


формирование умения работы с нормативно-правовой базой; изучение основных положений ФЗ №165-ФЗ.


Оснащение: учебная литература, конспекты лекций, правовая система (Консультант Плюс, Гарант), интернет-ресурсы.


Задание 1


Дайте общую характеристику Федерального закона от 16.07.1999 N 165-ФЗ (ред. от 01.12.2014) "Об основах обязательного социального страхования"


  1. Дата принятия
  2. Количество глав и статей
  3. Дата последней редакции
    Задание 2


  1. Выявите  предмет регулирования ФЗ и дайте определение обязательному  социальному страхованию со ссылкой на статью.
  2. Выпишите основные термины и понятия, используемые в законе.
    Задание 3
    Заполните таблицу


Субъекты
Права
Обязанности
 Страховщики
Страхователи


Задание 4


Изучив положения закона, заполните MindsMaps  по теме.



2. Практическая работа


Цель занятия: изучение социального обслуживания через анализ правовых, организационных и экономических основ.

Задачи: закрепить полученные теоретические знания,

Оснащение: конспекты лекций, правовые системы Консультант Плюс (Гарант), интернет-ресурсы,

Задание 1

С 1 января 2015 года вступил в силу Федеральный закон от 28 декабря 2013 г. N 442-ФЗ "Об основах социального обслуживания граждан в Российской Федерации". Данный закон принят взамен двух законодательных актов – Федеральных законов от 10 декабря 1995 г. № 195-ФЗ "Об основах социального обслуживания населения в Российской Федерации" и от 2 августа 1995 г. № 122-ФЗ "О социальном обслуживании граждан пожилого возраста и инвалидов". Проведите сравнительный анализ федеральных законов. Выявите изменения.

Задание 2

Ознакомьтесь с представленным материалом по организационным  и экономическим основами социального обслуживания. Составьте MindMaps.

Социальное обслуживание понимается как деятельность социальных служб по социально-экономической поддержке, оказанию социально-бытовых, медико-социальных, психолого-педагогических, правовых услуг, осуществлению социальной адаптации и реабилитации отдельного человека  и семей, находящихся в трудной жизненной ситуации.

  • В систему служб, осуществляющих социальное обслуживание, входят:
  • - государственные (федеральные, региональные);
  • - муниципальные (местные);
  • - смешанные (государственно-общественные);
  • - частные и службы других форм собственности.


К основным видам социального обслуживания относятся:


  • - материальная помощь (денежная и продуктово-товарная)
  • - социальный патронаж в стационарных учреждениях, на дому или в
  • группах дневного пребывания ЦСО;
  • - предоставление временного приюта;
  • - консультативная помощь по различным направлениям;
  • - реабилитационные услуги и т.д.


Учреждения социального обслуживания можно условно подразделить на две группы: общепрофильные и специализированные.


К общепрофильным относятся учреждения, открываемые для обслуживания жителей определенного территориального формирования или любой  территориально-административной единицы (микрорайона, поселка, муниципалитета и т.п.). Находясь максимально близко к месту жительства  людей, они преследуют цель оказывать первичную социальную поддержку  всем нуждающимся, обратившимся за помощью.


 К специализированным относятся учреждения, обслуживающие определенные группы населения (пожилые люди, одинокие, инвалиды, мигранты и т.п.) или оказывающие специфические услуги правового,  психолого-педагогического, медицинского характера. К ним относятся:


  • - социально-реабилитационное центры для несовершеннолетних;
  • - центры помощи детям, оставшимся без попечения родителей;
  • - социальные приюты для детей и подростков;
  • - центры экстренной социальной помощи по телефону;
  • - центры (отделения) социальной помощи на дому;
  • - дома ночного пребывания;
  • - специальные дома для одиноких престарелых;
  • - стационарные учреждения социального обслуживания;
  • - геронтологические центры и др.


Важную роль играют стационарные учреждения социального обслуживания:


  • дома-интернаты для престарелых и инвалидов, психоневрологические
  • интернаты, детские дома и интернаты для умственно отсталых детей, дома-
  • интернаты для детей с физическими недостатками.


Общепрофильные и специализированные социальные службы и учреждения, как правило, имеют юридический статус, собственную материальную базу, счет в банке, их деятельность регламентируется уставом, разрабатываемым с учетом типовых положений. Они создаются, реорганизуются и ликвидируются местными органами исполнительной власти по согласованию с соответствующими органами социальной защиты населения.


  • Экономическая деятельность учреждений социального обслуживания включает:
  • планирование и финансирование, кадровую политику,
  • организацию и оплату труда работников.


Источниками финансирования социальных служб являются:


  • - нормативные отчисления из бюджета соответствующего уровня;
  • - поступления из Фонда социальной поддержки населения за счет
  • выделения части средств на цели социальной поддержки семей с детьми;
  • - средства из Федерального бюджета на выполнение уставных задач и
  • целевых программ;
  • - финансирование в результате перераспределения средств между
  • комитетами и отделами служб различного уровня на реализацию
  • региональных, областных, городских и районных программ;
  • - дополнительные средства из областного и местного бюджетов на
  • обеспечение целевых мероприятий по адаптации доходов населения к росту
  • стоимости жизни;
  • - доходы от реализации платных услуг и хозяйственной деятельности
  • учреждений и предприятий службы;
  • - благотворительные пожертвования и взносы предприятий,
  • общественных организаций и частных лиц, поступившие от
  • благотворительных акций.


Службы могут работать полностью на бюджетном финансировании, на благотворительные средства, на деньги от своей коммерческой деятельности или быть на смешанном  финансировании.


Общепрофильные и специализированные учреждения и предприятия социального обслуживания становятся важнейшим элементом Организационно- экономического механизма социальной поддержки наиболее уязвимых категорий граждан в системе социальной защиты населения. Экономика их деятельности направлена на обеспечение экономической эффективности их функционирования.


В то же время экономическая эффективность деятельности социальных служб в решающей степени зависит от организации их деятельности, профессионализма кадров, материального и морального стимулирования работающих.



Практическая работа
««Федеральная целевая программа развития образования на 2016–2020 гг.»»
Цель работы: изучение направлений развития образования,  установленных Правительством РФ  в Федеральной целевой программе на период с 2016 по 2020 годы
Задачи: закрепление полученных теоретических знаний о социальной политике в области образования, выявление цели и задач программы
Оснащение: конспекты лекций, интернет-ресурсы.

Задание 1
Ознакомьтесь с  Федеральной целевой программой по следующей схеме:
a.       Орган, принявший программу
b.      Номер и дата принятия
c.       Структура (подробно)
                                                                       Задание 2
Укажите:
a.       цель и задачи программы ( по ч.1  )
b.      отличие в подходах между концепциями 2011-2015 и 2016-2020 годов. (по ч.2 )
c.       основные итоги реализации ФЦП на 2011-2015 (по ч. 3)
d.      основные проблемы и трудности, существующие на современном этапе – по пунктам. (по ч. 4)
e.       какой метод будет применяться для решения проблем и какой  существует риск при его применении (по ч.5)

f.       предполагаемы сроки и этапы реализации (по ч. 6)




1.03.2016

Практическая работа

«Социальная помощь в форме социального контракта»



Цель работы: закрепить полученные теоретические знания, рассмотреть типовую форму социального контракта и его основные положения.
Задачи: рассмотреть (ст 6.4 ФЗ) основные сведения, содержащиеся в федеральном регистре; научиться формулировать производственные ситуации; рассмотреть и заполнить типовую форму социального контракта
Оснащение: конспекты лекций,  Консультант Плюс, интернет-ресурсы.
 
 
 
Задание 1
Заполните таблицу по следующей схеме: сначала самостоятельно запишите сведения, которые по вашему мнению содержаться в федеральном регистре (в графу «мой вариант»). Затем самостоятельно/под руководством преподавателя запишите по ст 6.4 Федеральный закон от 17.07.1999 N 178-ФЗ (ред. от 28.11.2015, с изм. от 29.12.2015) "О государственной социальной помощи" точный перечень сведений.  Запишите количество совпадений в виде соотношения (6/10, 9/10 и тд).
 
 
Мой вариант
Образец
1.
2. и тд
1.
2. и тд
 
 
 Задание 2
Сформулируйте с учетом выполненного задания 1 ситуацию, в которой речь шла бы о праве гражданина на получение государственной помощи
 
 
 
Задание 3.
Заполните прилагаемый образец социального контракта. Ознакомьтесь с его элементами.
 
 
 
ФОРМА СОЦИАЛЬНОГО КОНТРАКТА
 
 
"__" _________ _____ года N ________
 
Настоящий социальный контракт заключен между областным государственным
 
казенным учреждением "Управление социальной защиты населения по ___________
 
__________________________________ в лице ________________________________,
 
__________________________________________________________________________,
 
действующего на основании ___________________________, именуемым в
 
дальнейшем "Учреждение" и гражданином ___________________________, данные
 
документа, удостоверяющего личность _______________________________________
 
__________________________________________________________________________,
 
проживающим по адресу: ____________________________________________________
 
__________________________________________________________________________,
 
именуемым в дальнейшем "Заявитель".
 
 
1. ПРЕДМЕТ СОЦИАЛЬНОГО КОНТРАКТА
 
 
1.1. Предметом настоящего социального контракта является оказание
 
Заявителю государственной социальной помощи в целях стимулирования его
 
активных действий по преодолению трудной жизненной ситуации.
 
1.2. Вид государственной социальной помощи ____________________
 
(предоставление натуральной помощи (продукты питания, одежда, обувь и
 
другие виды натуральной помощи) или выплата социального пособия).
 
1.3. Размер государственной социальной помощи __________________
 
(размер социального пособия или стоимостное выражение натуральной помощи
 
указывается в рублях).
 
1.4. Государственная социальная помощь предоставляется ___________
 
ежемесячно в срок до __________________ путем
 
________________________________________ (предоставления натуральной помощи
 
по месту жительства или месту пребывания Заявителя; зачисления социального
 
пособия на счет Заявителя в банке или иной кредитной организации -
 
указывается адрес предоставления натуральной помощи или реквизиты счета
 
Заявителя).
 
 
2. ПРАВА И ОБЯЗАННОСТИ УЧРЕЖДЕНИЯ
 
 
2.1. Учреждение имеет право:
 
2.1.1. Запрашивать у третьих лиц (государственных органов, органов
 
местного самоуправления и организаций независимо от их
 
организационно-правовых форм) дополнительные сведения о доходах и имуществе
 
Заявителя и членов его семьи для их проверки и определения нуждаемости в
 
государственной социальной помощи.
 
2.1.2. Проверять материально-бытовые условия проживания Заявителя.
 
2.1.3. Использовать полученную информацию при решении вопроса об
 
оказании государственной социальной помощи.
 
2.2. Учреждение обязуется:
 
2.2.1. Оказывать Заявителю государственную социальную помощь в виде и
 
размере, установленных настоящим социальным контрактом, в течение срока
 
действия настоящего социального контракта.
 
2.2.2. Оказывать Заявителю содействие в реализации программы
 
социальной адаптации, являющейся приложением к настоящему социальному
 
контракту (далее - программа социальной адаптации).
 
 
3. ПРАВА И ОБЯЗАННОСТИ ЗАЯВИТЕЛЯ
 
 
3.1. Заявитель имеет право:
 
3.1.1. На оказание ему государственной социальной помощи в виде и
 
размере, установленных настоящим социальным контрактом, в течение срока
 
действия настоящего социального контракта.
 
3.1.2. На оказание ему социальных и иных услуг в рамках реализации
 
программы социальной адаптации.
 
3.2. Заявитель обязан:
 
3.2.1. Выполнять программу социальной адаптации в полном объеме,
 
предпринимать активные действия по выходу из трудной жизненной ситуации.
 
3.2.2. Представлять в Учреждение информацию о наступлении
 
обстоятельств, влияющих на оказание государственной социальной помощи, в
 
течение двух недель со дня наступления указанных обстоятельств.
 
3.2.3. Взаимодействовать со специалистом Учреждения, осуществляющим
 
сопровождение настоящего социального контракта, регулярно представлять
 
отчет о ходе исполнения программы.
 
 
4. ОТВЕТСТВЕННОСТЬ СТОРОН
 
 
4.1. Заявитель несет ответственность в соответствии с
 
законодательством за предоставление ложных или неполных сведений, указанных
 
в заявлении о назначении государственной социальной помощи.
 
4.2. Учреждение несет ответственность за предоставление Заявителю
 
государственной социальной помощи в размере и сроки, установленные
 
настоящим социальным контрактом.
 
 
5. СРОК ДЕЙСТВИЯ СОЦИАЛЬНОГО КОНТРАКТА
 
 
5.1. Настоящий социальный контракт вступает в силу с момента его
 
подписания и действует до ______________года (от трех месяцев до одного
 
года со дня вступления в силу социального контракта).
 
5.2. Срок действия настоящего социального контракта может быть продлен
 
в случае, если по истечении срока действия настоящего социального контракта
 
Заявитель продолжает находиться в трудной жизненной ситуации по не зависящим
 
от него причинам, но не более чем на три месяца.
 
Срок действия настоящего социального контракта продлевается путем
 
заключения соответствующего дополнительного соглашения к настоящему
 
социальному контракту.
 
5.3. Настоящий социальный контракт расторгается в случаях:
 
5.3.1. В случае невыполнения Заявителем мероприятий, предусмотренных
 
программой социальной адаптации.
 
5.3.2. В случае истечения срока, на который был заключен социальный
 
контракт.
 
5.3.3. В случае добровольного отказа Заявителя от государственной
 
социальной помощи, оказываемой на основании социального контракта,
 
выразившегося в заявлении Заявителя.
 
5.4. Настоящий социальный контракт составлен в двух экземплярах,
 
имеющих одинаковую юридическую силу, один из которых хранится в Учреждении,
 
один - у Заявителя.
 
 
6. ПОДПИСИ СТОРОН
 
 
Учреждение Заявитель
 
____________________ (подпись) _________________ (подпись)
 
____________________ (дата) _________________ (дата)
 
 
Сформулируйте вывод о необходимости предоставления государственной помощи для социально незащищенных слоях населения.





Экзаменационные вопросы по МДК 04.01
«Социальная политика и технология социальной работы»

  1. Понятие и принципы социальной политики.
  2. Задачи и уровни  социальной политики.
  3. Модели социальной политики.
  4. Государство как основной субъект социальной политики
  5. Социальная стабильность как фактор реализации социальной политики.
  6. Государственная политика в области образования: целевая программа.
  7. Социальная политика в области защиты  семьи, материнства и детства.
  8. Социальная политика в отношении детей и детей-сирот.
  9. Социальная политика в отношении инвалидов.
  10. Социальная политика в отношении пожилых людей.
  11. Сущность и основные направления жилищной политики в  РФ
  12. Социальная информация,  информационные системы в сфере СП.
  13. Государственное социальное страхование.
  14. Социальная ответственность как элемент социальной политики.
  15. Рынок труда и социальная защита.
  16. Уровень жизни населения как критерий СП.
  17. Социальная работа в системе научного знания.
  18. Государственная социальная помощь: правовая основа, социальный контракт.
  19. Методы познания в социальной работе.
  20. Профессиональная этика социального работника.
  21. Понятие клиента социальной работы.
  22. Социальная защита населения.
  23. Социальная диагностика как элемент ТСР.
  24. Целеполагание как элемент ТСР.
  25. Социальное проектирование: понятие, принципы, алгоритм.
  26. Социальное прогнозирование как элемент ТСР.
  27. Социальная профилактика как этап социальной работы.
  28. Понятие и вида социального сопровождения в социальной работе.
  29. Социальный конфликт и технологии его разрешения.
  30. Социальные проблемы: понятие, виды.
  31. Технология социальной работы с безработными гражданами.
  32. Технология социальной работы с молодежью и детьми.
  33. Технология социальной работы с пожилыми людьми.
  34. Технология социальной работы  девиантными категориями населения.
  35. Специфика социальной работы в сельской местности и в муниципальных образованиях.
  36. Социальная работа в исправительных учреждениях.
  37. Социальная работа в системе здравоохранения.
  38. Благотворительные организации и их роль в социальной работе.
29.03.2016


Практическая работа

«Программа социального сопровождения»

Цель занятия: изучить формы реализации  социального сопровождения через анализ практической ситуации и плана работы.

Задачи: закрепить полученные теоретические знания, рассмотреть этапы работы по сопровождению, изучить план работы с семьей через рассмотрение сроков  форм деятельности.

Оснащение: конспекты лекций, правовые системы Консультант Плюс (Гарант), интернет-ресурсы.

Задание 1

Рассмотрите ситуацию. Исходя из ее сути и поставленных задач, сформулируйте цель и ожидаемые результаты работы.

Семья З. проживает и зарегистрирована в Московской области Красногорском районе: село Антоново  д.29. Семья состоит из 5 человек: отец, мать и трое несовершеннолетних детей. Семья состояла на учете в Аксиньинском  сельском поселении как неблагополучная с декабря 2014 года. Оба родителя были замечены в злоупотреблении спиртными напитками, уклонялись от воспитания детей. Отец семейства является инвалидом 3 группы, мать длительное время нигде не работала. Члены общественного совета Аксиньинского поселения, специалист по социальной работе сельского поселения в тесном контакте с участковым инспектором отделения полиции регулярно в течение 4 месяцев посещали данную семью, проводили профилактические беседы, составляли акты обследования жилищно - бытовых условий семьи. Семья рассматривалась на заседании комиссии по делам несовершеннолетних. Проведенная работа дала положительный результат (пьянство прекратилось, дома был наведен порядок), однако это был лишь временный результат. Уже в октябре 2015 года со стороны родственников – бабушки стали поступать сигналы о пьянстве родителей. В семью был осуществлен выход специалиста по социальной работе и участкового поселения. Был составлен акт полиции о неисполнении родителями своих обязанностей. Но ожидаемого повторного результата это не дало. Специалист по социальной работе и служба сопровождения семьи Красногорского  КЦСОН выезжала в семью- 21.10.15 однако ни отца ни матери детей дома не оказалось, родители спрятались и выходить на контакт не желали, дети были предоставлены сами себе и гуляли у бабушки. Зайцевым было оставлено письменное предупреждение о принятии мер к ним, если ситуация не измениться. 09.11.15 поступил звонок в службу сопровождения семьи о том, что родители вновь запили и ушли из дома 07.11.15,а дети самостоятельно на ночь ушли к бабушке.
09.11.15. дети по акту полиции совместно с органами опеки в присутствии службы сопровождения семьи дети были изъяты из семьи и помещены в ЦРБ г. Красногорск для прохождения медицинского обследования и дальнейшего помещения в специализированные учреждения.
 За семьей был закреплен куратор - специалист по социальной работе сельского поселения. Заключено соглашение о взаимодействии с семьей З. 21.11.15.

- На заседании общественного совета Аксиньиского поселения семья была поставлена на учет как семья, находящаяся в социально-опасном положении.

- Индивидуальный план реабилитации составленный для семьи З. разработан по следующим направлениям: посещение семьи, социально – медицинские услуги, социально – бытовые услуги, социально - педагогические и психологические услуги, социально – экономические услуги
Программы реабилитации: пояснительная записка, цель, задачи, участники реализации программы, ожидаемые результаты, описание программы - пошаговая деятельность, предварительные результаты.

 Пояснительная записка: Защита прав и интересов несовершеннолетних, сохранение для ребенка кровной семьи является основной и актуальной задачей для всех служб профилактики, заинтересованных в решении данного вопроса. Задача родителей стремиться и делать все необходимое для удовлетворения основных потребностей ребенка (питание, одежда, образование и воспитание). Отсутствие постоянной работы и заработка, а также периодическое злоупотребление спиртными напитками со стороны родителей, отсутствие контроля за обучением, и воспитанием своих детей ставит вопрос о реабилитации данной семьи, оказания ей помощи и поддержки со стороны социальных служб.

Цель: __________________________________________________________________________
________________________________________________________________________________
________________________________________________________________________________
_______________________________________________________________________________.

Задачи:

1-привести состояние квартиры в удовлетворительное состояние;

2-привести в порядок придомовую территорию;

3– ликвидировать задолженность по коммунальным услугам;

4- трудоустройство или встать на учет в Центр занятости населения в поисках работы;

5 – вести здоровый образ жизни (закодироваться), заботится о здоровье детей. 6- проводить с детьми больше времени, заниматься их воспитанием, контролировать обучение и посещение детских учреждений, активно взаимодействовать с учреждениями, где дети находятся на временном проживании.

Участники реализации программы: служба сопровождения семьи, родители семьи З., участковый, администрация Аксиньинского сельского поселения, специалисты СРЦ и Дома ребенка, ФАП.


Ожидаемые результаты:________________________________________________________________
____________________________________________________________________________
_____________________________________________________________________________
____________________________________________________________________________
___________________________________________________________________________

Задание 2

Рассмотрите план работы с семьей, находящейся в социально-опасном положении. Заполните сроки и ответственных лиц.

План работы с семьей З., находящейся в социально-опасном положении.




П/П

Направления работы

Формы работы

Сроки

Ответственные



1

Посещения семьи

-сбор информации о семье Зайцевых
-обследование ЖБУ
-выявление семейных проблем и причин их возникновения
-социальный патронаж
-повторные акты ЖБУ

11-15.11.201__

11.11.201___

14-18.11.201__


2 раза в месяц

Раз в 2 месяца

Администрация Аксиньинского  с/п,

Участковый,

школа,

ФАП

КЦСОН



2

Социально-педагогическая помощь

-Профилактические беседы с родителями,

-оказание помощи ребенку в освоении школьной программы, вовлечение в кружковую деятельность,

-создание условий для дошкольного воспитания детей

-наблюдение и контроль детей по месту пребывания и жительства

-Контроль за посещением и успеваемостью ребенка

-социально-педагогический патронаж

Раз в месяц


В течение периода реабилитации

Основная школа-соц.педагог,учителя

КЦСОН-соц педагог




3

Социально-медицинская помощь

-Профилактика алкоголизма родителей


- лечение родителей от алкогольной зависимости

-организация медицинских консультаций ,прививочных мероприятий



Ноябрь - Декабрь 201___ года


В течение 201___ года

Декабрь 201___года

ЦРБ,


КЦСОН



4

Социально-правовая помощь

-контроль за исполнением родительских обязанностей со стороны родителей

-Консультирование родителей по вопросам ,связанным с социальным обслуживанием

Раз в месяц

МКСЗН,ОиП

ПДН,участковый
КДН и ЗП



5

Материальная помощь

Содействие в оформлении детских пособий,


-оказание материальной (вещевой) помощи

-обеспечение школьными принадлежностями и учебниками


Январь 201__ года

Апрель 201__ г.

Август 201__- г.

ЦСВ,

КЦСОН



6

Трудоустройство

-содействие в постановке на учет в администрации Аксиньинского с/п на получение работы , поиске постоянной работы в индивидуальном порядке


_____________
______________
.

Администрация с/п



7

Организация досуга ,отдыха и оздоровления

-Предоставление бесплатных путевок дочери в ЗОЦ и санаторий в течении года

-оздоровление в пришкольном лагере

-вовлечение ребенка в кружки, секции при клубах,




Лето 20___ года ЗОЦ,

В течение года ДП

КЦСОН,

_______________________
______________________
_______________________

 



 

















2 комментария:

  1. Это которую нам практическую делать?

    ОтветитьУдалить
  2. Да, первая работа на тему "Об основах социального страхования ". Срок выполнения к 24.02

    ОтветитьУдалить